Маркировка автомобильных шин. Шифры производителей

Как выбирать? Вот в чем вопрос!

 Не за горами весеннее-летний сезон, и уже сейчас нужно задуматься какую резину приобрести. Чтобы сделать правильный выбор, мало определиться с фирмой-производителем и размером, необходимо знать ряд конструктивных особенностей шин, их маркировку и возможные дефекты.

Обо всем этом вы узнаете из цикла статей, посвященных «переобувке» автомобиля к новому сезону.

Автоликбез

Определимся с понятиями шины, баллона, диска, колеса, обода, которые вроде бы всем известны, но путаница и подмена все равно возникают.

«Советский энциклопедический словарь» определяет шину как пневматическую рези­новую или резинотканевую оболочку с протектором, надеваемую на обод колеса автомобиля и других ко­лесных машин и обеспечивающую сцепление колес с до­рогой, смягчающую удары и толчки. Различают камер­ные и бескамерные шины. Со временем появились металлические корды и цели­ком полиуретановые шины, но суть осталась прежней. В разговорах водители шину часто называют «резиной», «скатом» или «баллоном». Последнее опреде­ление в корне неверно. В наши дни слово «баллон» почти не употребляется, его заменило более сов­ременное понятие «камера».

Теперь определимся с «колесом». Многие в обиходе под словом «колесо» как раз имеют в виду сборочную единицу, состоящую из собственно колеса и надетой на него шины. По сути, колесо – это обод с диском или спицами, расположенный между шиной и сту­пицей автомобиля, вращающийся на оси и переда­ющий нагрузки. Итак, в колесе есть обод и диск. Обод – это кольцеобразная, имеющая опреде­ленный профиль часть колеса, на которую монти­руется и опирается шина. Диск – это промежуточная часть колеса, по­средством которой обод соединяется со ступицей. При изготовлении диск с ободом чаще всего соединяется жестко (стальные колеса), а если  колеса легкосплавные, то обод и диск представляют собой монолит. В централь­ной части диска имеется отверстие, точно совпа­дающее с выступом на ступице. Диаметр цен­трального отверстия диска – важный конструктив­ный параметр, не позволяющий произвольно уста­навливать любое колесо вместо предусмотренного заводом-изготовителем автомобиля.

Для снижения веса колеса диск делается не цельным, а с отверстиями, расположенными рав­номерно по окружности. Поскольку эти отверстия одновременно служат для улучшения охлаждения тормозных механизмов, их называют вентиляци­онными. А часть диска между соседними вентиляционными отверстиями называется спи­цей.

Давайте определятся

Диагональные или радиальные

Каркас диагональной шины со­стоит из нескольких слоев корда так, что нити соседних слоев перекре­щиваются. В радиальной же шине нити корда натянуты от одного борта к другому без перехлеста.

Радиальные шины, как пра­вило, долговечнее. Их средний про­бег составляет 60-80 тысяч километров, а у диагональных он не превышает 40 тысяч. К тому же радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость, боковую устойчивость и сцепление автомобиля с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна кон­такта.

Распознать радиальную шину можно по маркировке буквой R и надписи Radial и Steel Belted («Опоясанная сталью»).

Камерные или бескамерные

Камерная шина (Tube Type) при проколе поте­ряет давление моментально, потому что воздух сразу выйдет через вентильное отверстие в ободе колеса. «Пойманный» при движении на высокой скорости гвоздь опасен  разворотом маши­ны в сторону пробитого колеса. При чем исправить эту ситуацию крайне сложно.

Из бескамерной же шины (Tubeless) воздух выходит только в месте прокола, поэтому давление теряется мед­ленно, и у вас есть время  доб­раться до шиномонтажа.

Широкие или узкие

Для каждого автомобиля завод-изготовитель рекомендует несколь­ко типоразмеров шин. Непра­вильно подобранный размер может ухудшить управляемость машины и привести к тому, что при повороте руля шина станет тереться о части кузова или рычаги подвески. Еще один минус – резина прослужит недол­го.

Выбирая резину, учитывайте, что широкая обеспечит большую устойчивость в поворотах и большее пятно контакта с до­рогой, а соответственно лучшие ка­чества при разгоне и торможении.

Минусы у широкой резины тоже есть: весят такие шины больше, стоят дороже, а на мокрой дороге  только усилят эффект аквапланирования.

Вообще выбор зависит от условий эксплуатации автомобиля. Месить грязь лучше на высоких и узких шинах. На трассе при высоких ско­ростях больше удовольствия доставят ши­рокие шины.

Рисунок протектора

Шина может иметь ненаправлен­ный, направленный и асимметрич­ный рисунок протектора.

Покрышки с ненаправленным рисунком (нет разницы, на какую сторону ставить) универсальны. По­пулярны они благодаря своей цене. Принадлежность таких шин к категории бюджетных позволяет комплектовать ими автомобили на заво­дах.

Шины с направленным и асимметричным рисунком протектора час­то устанавливают на автомобили высоких це­новых категорий, но не без оснований. Шины направленного вращения обладают лучшей способностью от­водить воду, которая, оказавшись в пятне контакта, не выталкивается вперед по ходу дви­жения, а попадает в канавки и выводится наружу вбок. Сложность возникает в установке таких шин. Если ошибиться при монтаже, то шина станет грести воду под себя, и тогда даже на низких скоро­стях сцепление с дорогой будет минимальным. Главный недостаток направлен­ной шины – невозможность переустано­вить ее с одной стороны автомобиля на другую в случае повреждения. Отсюда закономерный вопрос, какую запаску возить левую или правую? Из положения можно выйти, ели приобрести докатку.

Кроме шин с направленным ри­сунком протектора, существуют шины с асимметричным и с на­правленным асимметричным ри­сунком, когда протек­тор состоит из двух частей с раз­ным «узором». Это позволяет объединить раз­личные свойства в одной шине. Например, наружная часть про­тектора лучше работает на сухой дороге, а внутренняя – на мокрой.

Производители на шинах с на­правленным рисунком указывают направление вращения в виде стрелки и надписи Rotation. А на шинах с асимметричным рисунком маркируется внешняя и внутрен­няя сторона покрышки. Например, Outside или Side facing out – вне­шняя сторона установки шины. Inside или Side facing in – внутрен­няя сторона.

Асимметричные шины в отличие от покрышек с симметричным ри­сунком – удовольствие дорогое. Только далеко не всем это требуются.

Шифры производителей. Маркировка автомобильных шин

Маркировка шины

Типоразмер шины 255/55R16

255 – ширина протектора в мм

55 – высота протектора (отношение высоты к ширине в процентах)

R – радиальная конструкция шины (для диагональных не используется)

16 – диаметр в дюймах

Индекс нагрузки (грузоподъёмности):

код 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
кг 345 355 365 375 387 400 412 425 437 450 462 475 487 500
код 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98
кг 515 530 545 560 580 600 615 630 650 670 690 710 730 750
код 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
кг 775 800 825 850 875 900 925 950 975 1000 1030 1060

 

Индекс скорости:

код N Р Q R S Т U Н V W Y Z
км/ч (не более) 140 150 160 170 180 190 200 210 240 270 300 без ограничения скоро­сти

Погодные условия применения данных шин
All Season, AS, Тous terrain – всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

AW, Any weather – всепогодная.

M&S, Mud + Snow — грязь плюс снег. Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.

RAIN, WATER, AQUA – Или пиктограмма «зонтик» — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин

DA – штамп – незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.

DOT – Department Of  Transportation – Министерство транспорта США, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимая на шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиям Министерства и разрешена к использованию в США.

E – шина соответствует требованиям ECE R30 (норматив по ECE)

Rotation – направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.

Inside (Side Facing Inwards) – ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Inside (внутренняя сторона) должна быть с внутренней стороны автомобиля.

Outside (Side Facing Out) – ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля.

Left  – означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль – левые только слева.

Right – означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль – правые только справа.

MAX PRESSURE – максимально допустимое давление в шине, в кПа.

PSI – индекс давления от 20 до 85 (используется только для шин с индексом «С»)

Regroovable – возможность углубления рисунка протектора методом нарезки

Retread – восстановленная шина.

Sidewall – состав слоя боковины. Внутренняя часть шины состоит из 1 слоя нейлона – искусственного шелка (США).

Steel – обозначение наличия металлокорда

Tread – под протектором находится 5 слоев: 1 слой нейлона (искусственного шелка), 2 слоя стального корда, 2 слоя нейлона (США).

TRACTION А – коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.

TEMPERATURE A – температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.

TWI (Tire wear index) – индекс изнашивания шины. Индикатор профиля шины, который показывает, что  шина стерта и должна быть заменена.

Standard load (SL) – стандартная нагрузка. Шина для нормального использования и нагрузки.

Extra load (XL) – сверх нагрузка. Шина для тяжелой нагрузки.

Reinforced tires (rf) – укрепленные шины.

C (коммерческий) – шина для легких грузовиков (Пример: 185 R14 C)

P – шина для пассажирского транспорта

Что касается маркировки грузовых шин и шин для внедорожников, то отличий от легковых у них нет. Только часто в типоразмере шины ширина протектора указывается не в миллиметрах, а в дюймах. Выбор шин, прежде всего, зависит от условий эксплуатации автомобиля.

Дефекты шин или где покупать?

Многие автовладельцы по-старинке едут на рынок в надежде, что цена за комплект новых шин будет хоть немного, но ниже, чем в магазине, тем более фирменном. Какова же реальная ситуация?

Шины – один из самых ходовых автотоваров. В отличие, на­пример,  от моторного масла вероятность встретить подделку очень невелика. Подделкой данно­го вида продукта (речь идет о новых покрышках, а не о бывших в эксплуатации) можно считать прода­жу  «просроченного» товара, а также некачественных, отбракованных производите­лем шин под видом продукции первого сорта.

Отличить второй сорт от первого доста­точно просто. Помогут нанесенные производите­лем метки, да и балансировка многие дефекты выявит (о влиянии низкокачественных шин на балансировку колес мы писали в августовском номере AN). Если приобретенная на рынке шина показалась подозрительной, то, как правило, ее предла­гают обменять в течение первых нескольких дней.

Опасение номер два – возраст шины. Конечно, внешне она может быть совершенно новой, но долго лежавшей на складе. Солидный срок вылеживания да еще при несоблюдении условий хранения негативно сказывается на свойствах резиновой смеси. К тому же всем нам хорошо известна практика «сбро­са» залежалого товара из крупных фирменных торговых сетей на рынки. В данном случае вам пригодится знание маркировки и умение читать сведения о производителе и дате изготовления (подробно о маркировке шин мы писали в сентябрьском номере AN). Так что при некоторой подготовке и доста­точном внимании к внешнему виду покрышек и этой беды легко избежать.

Основная причина, по которой многие предпочитают рынок магази­ну – это цена. Как правило, именно с ценой часто и воз­никают проблемы. В магазине на ка­ждой покрышке есть ценник с указанием ее разме­ра и стоимости, а на рынке подобная роскошь встречается не часто. А когда ценника нет, определить истинную стоимость товара весьма проблематично. Цена, названная продавцом, будет состоять из стоимости шины в прайсе и материаль­ной помощи лично продавцу и его семье. Размеры «благотворительности» определяются прямо на месте, исходя из внешнего вида, технической грамотно­сти, характера потенциального покупателя. Именно здесь лучше, чем где-либо, действует правило индивидуального подхода к каждому клиенту.

В разгар сезона автомобилисты начинают сетовать: «Был в магази­не – дорого. Поехал на рынок, так там еще дороже!».

Так стоит ли вообще ходить на рынок? Конечно, такой вопрос не имеет однозначного ответа.

Современный шинный центр предложит клиенту не только широкий выбор шин, но и комплекс услуг: монтаж, балансировку, сезонное хранение покрышек или колес, даже чашечку кофе или чаю. Если исклю­чить сезонные пики спроса, можно рассчитывать и на экономию времени. Но, за все перечис­ленные радости придется заплатить…

На рынке клиенту будет предоставлен мини­мальный набор услуг. Если вы грамотно вы­берите шины, то экономия может оказаться весьма существенной. Так что финансовые доводы почти всегда работают в пользу рынка.

Если, поразмыслив, вы все же решили отправиться за покупкой на рынок, то помните, что

– на любом рынке продавец должен, как и в ма­газине, иметь нагрудную «опознавательную» табличку;

– ценник – гарантия реальности цены, но на рынке он не исключает возможности получения скидки. Достаточно низкая цена является – следствие высокой конкуренции;

– крупные фирмен­ные сети тоже имеют места на специализированных рынках;

– не берите первую же приглянувшуюся покрышку, пот­ратьте несколько минут на обход торговых рядов, изучите ши­рокий ассортимент и вы, наверняка, найдете что-то подешевле.